Тюремная реформа в Польше
Формальные изменения общественного строя произошли в Польше в июне 1989 г. в результате парламентских выборов. В тот период начался переход от полицейского государства к государству правовому. Разумеется, преобразования затронули и пенитенциарную систему. Чтобы проследить весь путь реформирования тюремной системы Польши обратимся к истории. В послевоенный период в польских тюрьмах имели место серьезные нарушения прав осужденных, доминировала служба безопасности. Ситуация в области тюремного дела изменилась после его передачи осенью 1956 г. в ведение Министерства юстиции из компетенции тогдашнего Министерства внутренних дел. Тогда значительная часть должностных лиц системы исполнения наказаний, скомпрометировавших себя нарушениями законности, была уволена со службы.
Для периода 1956-1989 гг. характерны противоречивые тенденции в тюремной политике. С одной стороны, начался процесс модернизации и гуманизации. В тюремную службу были введены психологи, укреплялись кадры воспитателей, широко внедрялось обучение заключенных, осуществлялось лечение от наркологической и алкогольной зависимости и т.д. Не обошлось здесь без определенных проволочек и даже отступлений, но в целом, прогресс был очевидным. Однако, с другой стороны, практиковались избиения и нарушения прав заключенных со стороны должностных лиц, для издевательств над сокамерниками использовались доверенные заключенные, которые работали на администрацию и т.д. Серьезной проблемой для заключенных была жестокая эксплуатация их труда при крайне низком вознаграждении, в довершение всего обложенном различными вычетами. Занятые на работе заключенные зачастую были лишены элементарных прав трудящихся, в частности, период работы в заключении не засчитывался в общий стаж трудовой деятельности, необходимый для получения права на пенсию по старости или инвалидности.
На положении заключенных весьма ощутимо отражалась проводимая в то время чрезвычайно репрессивная уголовная политика в сочетании с тенденцией к ужесточению условий отбывания наказания, например, в отношении виновных в краже со взломом.
После введения 13 декабря 1981 года военного положения, через тюрьмы прошло более десятка с лишним тысяч интернированных политических противников тогдашних властей. Против этих людей не выдвигалось обвинений в каких-либо преступлениях. Они были лишены свободы исключительно по политическим мотивам. Нарушение прав заключенных вызывало различного рода протесты, которые даже принимали форму бунтов.
В 1990 г. руководство тюремной службой приняла новая команда, состоящая из участников бывшей оппозиции. Это были люди, хорошо знающие пенитенциарные проблемы, как по специальной литературе, так и по многолетним научным исследованиям, проводимым в тюрьмах. И в период с 1989 по 1996 год тюремная система Польши претерпела значительные изменения. Многочисленные реформы были проведены в жизнь и повлекли за собой реорганизацию тюремной службы, замену большей части тюремного персонала, установление контактов с различными институтами гражданского общества, союзами и ассоциациями из внетюремной сферы, обеспечение более качественного контроля и надзора со стороны государства и общественных образований над деятельностью следственных изоляторов и тюрем. Исполнение приговоров, связанных с лишением свободы было трансформировано по многим параметрам. Заключенные были обеспечены более гуманными и правовыми условиями тюремного заключения, и их гражданские права были сохранены. Условия содержания были также улучшены в значительном масштабе, и осужденным была дана большая возможность для контактов с окружающим миром.
После изменения политического строя со службы в пенитенциарной системе ушло около 40% должностных лиц. При этом следует отметить, что это происходило отнюдь не в рамках какой-то "чистки". Такой процесс вообще не проводился. Однако была создана атмосфера, в которой люди, запятнавшие себя недостойными действиями в прошлом, сами не смогли найти своего места в новых условиях. Была сделана ставка на профессионализм, неукоснительно соблюдались принципы правосудия и гуманности, был использован принцип "релаксации", отличающийся доброжелательным отношением к заключенным и исключавший ненужные ужесточения и ограничения в обращении с ними. Стала использоваться общепринятая в гражданском обществе форма обращения, отказались от военной муштры, разрешили проводить спортивные и иные мероприятия, общие для заключенных и сотрудников, увеличили число свиданий, в том числе так называемые интимные свидания, позволили иметь в камерах телевизоры, радиоприемники и т.д.
В настоящее время в тюрьмах работает около 22 тысяч человек, из них около 8% составляют гражданские сотрудники (в основном, врачи и учителя). Остальные - это аттестованные должностные лица тюремной службы.
На одного сотрудника тюремного ведомства приходится приблизительно 3 заключенных. Большинство сотрудников, занятых в пенитенциарной системе, работает в охранных подразделениях. Среди должностных лиц около 17% имеют высшее образование. Офицеры составляют около 4 тысяч. Около 50% кадров - это люди в возрасте до 40 лет. Сотрудники в возрасте свыше 50 лет составляют только около 2%.
Среднее вознаграждение за труд должностных лиц тюремной службы приблизительно на 17% выше среднего по стране. Оно, однако, не достигает того размера, который мог бы служить стимулом для работы в пенитенциарной системе. Кроме того, государство задерживает многим сотрудникам оплату за работу в сверхурочные часы, а те, у кого на иждивении несколько детей, находятся в трудном материальном положении.
В связи с описанным выше материальным положением сотрудников тюремной службы, недостаточными инвестициями в пенитенциарную систему (в частности, по статьям на развитие связи и транспорта), тенденциями к ухудшению пенсионного обеспечения и т.п. в начале 1998 г. имели место профсоюзные протесты сотрудников службы исполнения наказаний. Профсоюз направил письмо главе правительства. Определенная часть требований была удовлетворена. Однако многие вопросы остаются открытыми до сих пор.
В течение многих лет в Польше предпринимаются меры, направленные на ограничение влияния тюремной субкультуры. Были разработаны специальные программы противодействия этому явлению. В сочетании с соответствующими дисциплинарными мерами это дало заметные результаты. При этом была замечена интересная зависимость: чем мягче тюремный режим, тем слабее влияние тюремной субкультуры. Раньше тон в тюремном сообществе задавали сильные, жестокие преступники с богатым тюремным прошлым. Сегодня все в большей мере их место занимают заключенные, которые могут купить благосклонность и лучшее содержание за большие деньги.
С 1 сентября 1998 г. в Польше действуют новые уголовный и уголовно-исполнительный кодексы. Принятые в их рамках решения позволяют более рационально вести уголовную политику. Поправка к уголовно-процессуальному кодексу от 29 июня 1995 года ввела изменения, которые явились в данной ситуации предпосылкой для решения вопросов предварительного заключения. Основное изменение заключалось в том, что был исключен принцип, устанавливающий, что предварительное заключение под стражу может быть использовано в случае, когда преступление еще не доказано, но правонарушитель представляет серьезную опасность для общества. Это изменение вступило в силу с 1 января 1996 года. Подобный закон лишил прокуроров власти выносить решения о предварительном содержании под стражей. С 4 августа 1996 года эта превентивная мера могла быть использована только по решению суда, который устанавливал ее продолжительность на подготовительной стадии. Результатом введения этих законов явилось уменьшение количества подследственных.
Законом от 12 июля 1995 года были введены поправки к уголовному и уголовно-исполнительному кодексу, определяющие длительность сроков заключения для рецидивистов, которые в то время наказывались необоснованно долгим содержанием под стражей по сравнению с серьезностью их преступления. Этот закон также отменил принцип, который лишал особо опасных рецидивистов права на условно-досрочное освобождение, и предоставил это право после, по крайней мере, отбытия 3\4 срока наказания.
Тот же самый закон предусматривает еще несколько способов регулирования количества тюремного населения, которые, в основном, касаются осужденных за незначительные правонарушения:
- исполнение приговора в виде лишения свободы в отношении тех, кто осужден за неуплату штрафа, может быть приостановлено, если суд посчитает это возможным;
- принимаются заявления на условно-досрочное освобождение от осужденных за неуплату штрафа;
- с согласия осужденных возможна замена наказания в виде штрафа на общественные работы, в случае, если штраф не был выплачен вовремя и этому имеется подтверждение;
- вынесение наказания в виде штрафа по усмотрению и не обязательно в случаях, обусловленных законом.
Новый уголовный кодекс, принятый в 1998 году, устанавливает продолжительность тюремного заключения на основе разумного подхода, приводящего, в основном, к снижению максимального срока заключения, предусмотренного за данное правонарушение. Уголовный кодекс возвращает принцип, действовавший в кодексе 1932 года, но потом отмененный в кодексе 1969 года. Это есть принцип превосходства мер, не связанных с лишением свободы и карательных мер (известных в прошлом как дополнительные меры) над санкциями, предусматривающими лишение свободы с невозможностью отсрочки приговора. Более того, если правонарушение может привести к наказанию лишением свободы максимум до 5 лет, суд может принять решение воздержаться от подобного наказания и взамен назначить штраф или ограничение свободы, особенно если предложена дополнительная карательная мера, например, выплата компенсаций.
Смягчение меры в чрезвычайных ситуациях может быть заявлено в случаях, обусловленных законом и в случаях с несовершеннолетними, если это гарантируется ожидаемым воспитательным прогрессом преступника. Условное прекращение судебного иска является другой альтернативой по отношению к неусловному приговору, связанному с тюремным заключением. На самом деле это означает факт условного (по суду) освобождения от наказания и наложение надзора. Подобная роль исполняется институтом условного наказания и рецидивисты получают права для подачи заявления на условное наказание и оплаченные штрафы засчитываются как часть отбываемого срока.
В настоящее время в Польше действует 156 пенитенциарных учреждений и следственных изоляторов. Кроме того, функционирует 49 их филиалов. Пенитенциарные учреждения размещены по территории страны неравномерно. Меньше всего их в Центральной и Восточной Польше. В связи с недостаточным количеством тюрем в определенных областях, там имеет место перенаселенность пенитенциарных учреждений. Уровень количества заключенных на 100 000 населения страны равен 147,2, и по сравнению с большинством европейских стран этот показатель является крайне неблагоприятным.
Было бы неправильно сказать, что новая концепция развития тюремной системы Польши находит всестороннюю поддержку. Имееют место и серьезное сопротивление со стороны общественности и определенного числа политиков, которые ориентированы на репрессивные тенденции. Одновременно звучат требования об ужесточении условий отбывания наказания в виде лишения свободы, в частности, посредством ограничения или даже ликвидации отпусков, условного освобождения, изъятия телевизоров из камер и т.п.
Такого рода призывы основываются главным образом на убеждении в том, что таким образом удастся снизить преступность, которая после изменения общественного строя в Польше выросла примерно в два раза. Неблагоприятные изменения состояния и форм преступности, разумеется, были вызваны многими факторами, такими, как резкое ослабление органов охраны правопорядка, почти двадцатикратный рост интенсивности движения через границу, безработица, удерживающаяся в течение нескольких лет, контрабанда огромных количеств алкоголя, возросшая доступность оружия и т.п. Большая часть людей не учитывает, однако, этих факторов, а основное средство противодействия преступности видит в усилении различных форм репрессий в отношении преступников, в том числе лишенных свободы. Это создает неблагоприятную атмосферу для ведения рациональной уголовной и пенитенциарной политики. Заслуживает внимания точка зрения на эту проблему, выраженная одним из опытных польских судей: "Я всегда обращал внимание коллег на то, что уступки общественному мнению - это не только измена независимости, но также и приговор самим себе. Ибо то самое общественное мнение, которое требовало сурового приговора, впоследствии сурово осудит судью, который уступил его требованиям."