Закон КР от 28 января 2019 года № 19 "О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях"
Закон Кыргызской Республики от 28 января 2019 года № 19
О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 20 декабря 2018 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон направлен на защиту прав и свобод граждан, обеспечение защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования, устанавливает правовые и организационные основы защиты данных лиц, а также направлен на укрепление доверия населения к государству и его структурам.
Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики о сообщивших о коррупционных правонарушениях
Законодательство Кыргызской Республики о защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанных принципов и норм международного права.
Действие настоящего Закона распространяется на лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, сообщения которых получили подтверждение в ходе проверки.
Статья 3. Органы, обеспечивающие государственную защиту лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях
1. Органами, обеспечивающими государственную защиту, являются:
1) органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты;
2) органы, осуществляющие меры безопасности.
2. Решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), прокурор, начальник органа дознания или следователь, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело.
3. Осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел, национальной безопасности, уголовно-исполнительной системы, по борьбе с экономическими преступлениями по уголовным делам, находящимся в их производстве! или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством Кыргызской Республики осуществление отдельных мер безопасности.
4. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц по уголовным делам, находящимся в производстве суда или прокуратуры, осуществляются по решению суда (судьи) или постановлению прокурора органами внутренних дел, национальной безопасности, уголовно-исполнительной системы, по борьбе с экономическими преступлениями, расположенными по месту нахождения защищаемого лица.
5. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц из числа военнослужащих осуществляются также командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием.
6. Меры безопасности в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в исправительных учреждениях, осуществляются также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Кыргызской Республики.
Статья 4. Принципы защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях
Принципами защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, являются:
1) законность, уважение прав и свобод человека и гражданина;
2) создание условий для формирования в обществе атмосферы нетерпимости к проявлениям коррупции;
3) обеспечение гарантий от неправомерного вмешательства в профессиональную (трудовую) деятельность лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от служебного преследования;
4) ответственность лиц, раскрывших информацию о лицах, сообщивших о фактах коррупционных правонарушений;
5) предупреждение о вредных последствиях коррупционных правонарушений.
Статья 5. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице
1. Информация о лице, сообщившем о факте коррупционных правонарушений, может быть засекречена только после подтверждения сведений, изложенных в заявлении.
Засекречивание должно производиться по заявлению защищаемого лица или с его согласия.
Порядок засекречивания устанавливается в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о защите государственных секретов.
В случаях, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, уполномоченные органы обеспечивают личную безопасность лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях.
2. Сохранение тайны о лице, сообщившем о коррупционных правонарушениях, обеспечивается уполномоченными государственными органами.
3. По решению органа, осуществляющего меры безопасности, может быть наложен запрет на выдачу сведений о защищаемом лице из государственных и иных информационно-справочных фондов, а также могут быть изменены номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им или принадлежащих ему транспортных средств.
4. В исключительных случаях, связанных с производством по другому уголовному либо гражданскому делу, сведения о защищаемом лице могут быть представлены в органы следствия, прокуратуру или суд на основании письменного запроса прокурора или суда (судьи) с разрешения органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты.
5. Правила настоящей статьи не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию.
Статья 6. Лица, подлежащие защите
Лица, сообщившие в установленном порядке о коррупционном правонарушении, находятся под защитой государства в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.
Статья 7. Основания применения мер безопасности к лицам, сообщившим о коррупционных правонарушениях
1. Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
2. Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних - на основании письменного заявления его родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей отделов по поддержке семьи и детей (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.
3. В случае если применение мер безопасности затрагивает интересы совершеннолетних членов семьи защищаемого лица и иных проживающих совместно с ним лиц, необходимо их согласие, выраженное в письменной форме, на применение мер безопасности.
Статья 8. Сообщение о коррупционном правонарушении
Сообщение о коррупционном правонарушении, должно содержать информацию о нарушениях, сопряженных с коррупцией или создающих условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную или уголовную ответственность.
Статья 9. Права и обязанности лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях
1. Лицо, сообщившее о коррупционном правонарушении, имеет право:
1) знать свои права и обязанности;
2) обжаловать решения уполномоченных государственных органов предусмотренном законодательством;
3) обращаться с письменным заявлением о применении мер защиты отмене в уполномоченные органы;
4) получать материальное вознаграждение в случаях и порядке, установленных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами.
2. Лицо, сообщившее о коррупционном правонарушении, обязано:
1) иметь достаточные данные, свидетельствующие о сообщаемом коррупционном правонарушении;
2) выполнять законные требования органов прокуратуры, уполномоченных государственных органов, предусмотренные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами.
3. Лицу, сообщившему о заведомо ложном коррупционном правонарушении, предусматривается ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 10. Права и обязанности органов, обеспечивающих государственную защиту
1. Органы, принимающие решение об осуществлении государственной защиты, в пределах своей компетенции имеют право:
1) запрашивать у всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц и получать от указанных органов, юридических и физических лиц необходимые сведения по заявлениям и сообщениям об угрозе безопасности лиц, в отношении которых принимается решение об осуществлении государственной защиты;
2) производить процессуальные действия или давать необходимые поручения органам, осуществляющим меры безопасности, для осуществления государственной защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях;
3) требовать в случае необходимости от органов, осуществляющих меры безопасности, применения дополнительных мер государственной защиты;
4) полностью или частично отменять меры безопасности по согласованию с органами, осуществляющими указанные меры.
2. Органы, осуществляющие меры безопасности, имеют право:
1) избирать необходимые меры безопасности, предусмотренные настоящим Законом, определять способы их применения, при необходимости изменять и дополнять применяемые меры безопасности;
2) требовать от защищаемых лиц соблюдения условий применения в отношении них мер безопасности, выполнения законных распоряжений, связанных с применением указанных мер;
3) обращаться в суд (к судье), к прокурору, начальнику органа дознания или следователю, в производстве которых находится уголовное дело, с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо об их отмене.
3. Органы, обеспечивающие государственную защиту, обязаны разъяснять защищаемому лицу его права и обязанности при объявлении ему постановления (определения) об осуществлении в отношении него государственной защиты.
Статья 11. Материальное вознаграждение
1. Лицу, сообщившему о коррупционном правонарушении, выплачивается вознаграждение от возмещенной суммы коррупционного правонарушения.
2. Лицу, сообщившему о коррупционном правонарушении, денежное вознаграждение подлежит к выплате за счет средств, возмещенных от коррупционных правонарушений, поступивших в бюджет государства, в размере одной трети от суммы, причитающейся соответствующим правоохранительным органам на стимулирование их деятельности, в соответствии с законодательством о правоохранительных и надзорных органах, но не более одного миллиона сомов.
3. Порядок выплаты вознаграждения устанавливается Правительством Кыргызской Республики.
Статья 12. Меры безопасности
1. В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:
1) личная охрана, охрана жилища и имущества;
2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
4) переселение на другое место жительства;
5) замена документов с изменениями анкетных данных, применяемая также, в случае необходимости, в отношении членов семьи защищаемого лица;
6) изменение внешности;
7) маскировка их внешности или дополнительная визуальная изоляция при выступлении на суде, а также не оглашение анкетных и других данных в ходе судебного следствия;
8) изменение места работы (службы) или учебы;
9) временное помещение в безопасное место;
10) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в исправительных учреждениях, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
2. Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4 - 7 части 1 настоящей статьи, осуществляются только по уголовным делам по тяжким и особо тяжким преступлениям.
3. Меры безопасности могут быть отменены в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики в сфере защиты прав свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства.
4. Меры безопасности близких родственников, родственников и близких лиц осуществляются в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики в сфере защиты прав свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства.
Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Правительству Кыргызской Республики принять соответствующие меры по реализации настоящего Закона.
Президент Кыргызской Республики
С. Жээнбеков